Работа с детьми является одним из самых сложных направлений терапевтической психологии. Все дело в том, что работа с ребенком зачастую требует действий со стороны родителей, так как родительское воспитание и отношение является основой личности подрастающего человека. Такие проблемы как непослушание, детские депрессии, комплексы растут напрямую из родительского внимания, его переизбытка или недостатка, из родительской любви, или ее отсутствия. Вспомните пословицы о детях и родителях, в народной мудрости есть отдельное место взаимосвязи поведения детей и воспитания родителей. (н. «Яблоко от яблони падает недалеко» и пр.)
Кроме этого, на консультации у психолога родители могут получить информацию по возрастным кризисам развития ребенка и индивидуальным особенностям и ключевым моментам на каждом этапе развития, получить рекомендации по подготовке и адаптации ребенка к детскому саду или школе, получить помощь в решении бытовых вопросах, например таких как развод, смена места жительства, научиться лучше понимать своего ребенка и принимать его таким какой он есть, со всеми его особенностями и уникальностью, получить для себя лично психологическую поддержку и найти внутренние ресурсы на изменения своего не продуктивного стиля воспитания по отношению к ребенку, подготовиться к моменту сепарации ребенка.
Так же психолог поможет определить уровень развития ребенка в соответствии возрастной норме, степень готовности ребенка к обучению в школе и дать прогноз и рекомендации для дальнейшего обучения.
А подросткам и старшеклассникам специалист может помочь в профессиональном самоопределении.
Очень часто родители приводят детей с запросом «Сделайте так, чтобы он хорошо себя вел!». Дети являются отражением родителей, большая часть их проблем в поведении имеет корни в родителях. Поэтому, «просто взять и сделать из ребенка конфетку» нельзя, да и неправильно так рассматривать ребенка, это подрастающий человек, подрастающая Личность с большой буквы. На детских консультациях психолог помогает ребенку и родителям осознать проблему, найти ее корни и устранить. Так же психолог создает максимально комфортную и безопасную, принимающую среду для отреагирования ребенком разных переживаний, эмоций и чувств. Чтобы достичь максимального эффекта, вместе с ребенком должен расти и родитель, любить и принимать свое дитя.
Это встреча психолога и родителей или родителя, на этой встрече проясняются вопросы связанные с ростом и развитием ребенка от момента зачатия до текущего возраста, родители описывают с какими трудностями они или ребенок столкнулся, и вместе с специалистом намечают план дальнейших действий и обсуждают вероятные причины трудностей. Часто бывает, что эта встреча вскрывает истинные причины проблемы, которые могут быть связаны с проблемами в супружеских отношениях, или с определенными психологическими проблемами одного из родителей. Тогда встреча психолога с ребенком может вообще не состоятся, и формулируется запрос на работу с одним или обоими родителями. И в процессе работы родителя над собой или супружескими отношениями, изменяется поведение ребенка.
Это встреча психолога с ребенком, она может происходить в присутствии родителей, особенно если ребенок нуждается в этом присутствии, а может и без родителей, если ребенок быстро адаптируется к новым условиям. Как правило это встреча очень важна и основное направлено на установление контакта между психологом и ребенком. А так же идет сбор необходимой информации с помощью разного вида диагностик, которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка и запросом. Таких встреч иногда бывает 2-3.
Затем еще одна встреча родителей и психолога без ребенка, на которой родители получают подробный анализ проведенной работы, рекомендации, и планируют дальнейшую коррекционную работу. Длительность такой работы определяется индивидуально.
Встречи проходят 1 раз в неделю в течении часа.
Успешность коррекционной психологической работы психолога с ребенком напрямую зависит от включенности в процесс родителей.